Easyrocket | Создание сайтов в Уфе на CMS Joomla 3.0 | Расширения, плагины, модули, шаблоны

 

 

Софийско-Успенский кафедральный собор.

Софийско-Успенский собор - первый каменный храм Сибири, самая ранняя каменная постройка Софийского двора города Тобольска.

Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии. Первый храм уничтожил пожар 1643 года. Через пять лет на том же месте был построен новый Софийский собор, окруженный двенадцатью приделамиРазрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве. Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили. 27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном в 1621 г., когда в Тобольске была создана епархия. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.

Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века. Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой. Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия. В 1970-е годы купола были вновь отреставрированы, их покрасили ультрамарином, а детали покрыли сусальным золотом.

Первое время внутри собора не было росписи, его интерьер украшал только резной иконостас, установленный в 1710 году. Вскоре стены собора были покрыты фресковой живописью. По некоторым данным автором фресок был знаменитый живописец петровского времени Роман Никитин, сосланный после смерти Петра в Тобольск вместе со своим братом – лучшим портретистом. Фрески собора до середины XIX века были закрыты масляной живописью.

В 50-е годы XVIII века с северной стороны собора был сооружен теплый придел, который освятили во имя Иоанна Златоуста. С юга собор соединили с ризницей. Первоначально – это было одноэтажное здание, построенное в середине XVIII века. В 1796 году ризницу перестроили и надстроили второй этаж. Новое здание должно было соединить собор с колокольней. Но через два года строительные работы были прекращены, а здание стало использоваться для хранения оружия и знамен, а с 1840 года – для хранения церковной утвари. Ризница сооружена в стиле барокко. Ее можно назвать самым нарядным зданием кремля. Стиль барокко, давно угасший в столице, проявился здесь с неожиданной силой и свежестью. Особенно декоративен западный фасад с «дощатой» рустовкой, занявшей чуть не полстены, большим плоским картушем с овальным окном и окнами со сдвоенными наличниками.

Восточный фасад выполнен более сдержано, это объясняется стремлением архитектурно объединить восточные фасады ризницы, собора и первого яруса колокольни.

Собор долгое время служил усыпальницей тобольских архипастырей, двое из которых причислены к лику святых: святитель Антоний, митрополит Тобольский, святитель Варлаам, архиепископ Тобольский. Захоронения располагались под полом храма и северного придела.

После установления советской власти собор разорили. Там был и зерносклад, даже ссыльных содержали в храме какое-то время. Внутреннее убранство было утрачено. С 1925 года в помещениях собора находились фонды музея-заповедника. В 1988 г. Софийско-Успенский собор передан Тобольско-Тюменской епархии и началась его реставрация. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Тобольско-Тюменскую епархию в 1994 году, освятил отреставрированный собор. С этого времени в храме совершаются богослужения.

Реставрационные работы в храме полностью закончились только в 2011 году, когда московскими мастерами была создана роспись стен собора.

В настоящее время Софийско-Успенский кафедральный собор является главным храмом епархии (здесь находится кафедра митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия).